ПОСТАВЩИК: ООО "Локальные системы НН"
Адрес: РФ, 603081, г. Нижний Новгород, ул.Корейская, оф.42А;
Телефон: +7 831 431-06-66
ИНН: 5261105617 / КПП: 526101001
Банковские реквизиты:
р/с 40702810029080000889 в АО "Альфа-Банк" код 270 г. Нижний Новгород
БИК 042202824

Написать нам Заказать звонок
Ваш город:

Рекомендации по выбору контактора (магнитного пускателя), реле тепловой перегрузки (теплового реле).

Рекомендации по выбору контактора (магнитного пускателя), реле тепловой перегрузки (теплового реле). 16.05.2022


Рекомендации по выбору контактора (магнитного пускателя), реле тепловой перегрузки (теплового реле).


Содержание:

  1. Категории применения контакторов.
  2. Номинальные параметры электродвигателей. 
  3. Коммутационная износостойкость (электрический и механический ресурс) контакторов.
  4. Подбор реле тепловой перегрузки для защиты электрических двигателей.
  5. Выбор контакторов по напряжению, вспомогательным контактам, климатическому исполнению.

1 (6).jpg

Рис. 1


 Правильный и рациональный выбор аппаратов управления (контакторов), аппаратов защиты (реле тепловой перегрузки) является основополагающим при разработке электрических схем при их разнообразии как по мощности, так и по степени ответственности, надежности, экономичности. Данный факт вынуждает иметь дело с таким же (или большим) разнообразием исполнительных элементов (рис.1), правильный выбор которых во многом определяет технико-экономические показатели объекта управления в целом. Среди основных показателей, характеризующих качество исполнительных элементов, можно выделить: надежность, экономичность, достаточный срок службы, малые массу и габаритные размеры, небольшие эксплуатационные затраты, низкую стоимость, высокую технологичность, иногда низкий шум при работе и т. д.


   1.Категории применения контакторов.

 Для правильного подбора контактора очень важно определить его категорию применения согласно Приложения 1Самой распространенной у контакторов является категория AC-3, применяемая для асинхронных двигателей с короткозамкнутыми роторами: пуск; отключение; отключение во время разгона. Приоритет категории AC-3 связан с тем, что более 80% всех контакторов применяются для дистанционного управления электрическими двигателями, а точнее асинхронными двигателями с коротко замкнутыми роторами благодаря своей простоте, низкой стоимости и высокой надёжности, т.к. это самый распространённый тип двигателей (90% от общего числа выпускаемых в мире). Именно на данный факт ориентируются все производители контакторов, указывая номинальный ток по АС-3 в своих наименованиях после названия серии.

 Также производители контакторов дополнительно указывают номинальный ток Ie по АС-1 для неиндуктивных или незначительно индуктивных нагрузок, что важно для коммутации печей сопротивления, организации АВР на контакторах и дистанционного отключения общей нагрузки (рис. 2).

2 (3).jpg

Рис. 2

 

 Обязательно нужно принимать во внимание условия эксплуатации: нормальные или особые согласно Приложения 1. Под особые условия попадают электродвигатели для прессов, дробилок, насосов, некоторых вентиляторов и прочего оборудования запуск которых осуществляется под большой дополнительной механической нагрузкой на приводе. К примеру прямой пуск в течении 5 секунд по категории AC-3 для нормальных условий эксплуатаций 6 x Ie и уже 8 x Ie для особых условий. Данный факт необходимо учитывать в подборе контактора с запасом по номинальному току в 1,25xIe по АС-3, т. к. электрический ресурс производители указывают для нормальных условий эксплуатации.

 К особым условиям нужно отнести эксплуатацию с частой коммутацией контактора (выше установленной производителем нормы), данный случай рассмотрен в пункте 3. 


   2. Номинальные параметры электродвигателей.

 В Приложении 2 приведены справочные данные номинальных параметров электрических двигателей для прямого пуска и пуска звезда-треугольник. С помощью данного приложения можно также подобрать номинал предохранителя на вводе для защиты от токов короткого замыкания.

 Для двигателей специального исполнения необходимо руководствоваться технической документацией, приложенной к ним, а также биркой на их корпусе. 


   3. Коммутационная износостойкость (электрический и механический ресурс) контакторов.

 Коммутационная износостойкость контакторов – это один из самых важных параметров и определяется таким числом включений и отключений цепи с током и без тока, после которого требуется замена силовых контактов или контактора целиком. Механический ресурс обычно с большим запасом по отношению к электрическому и у большинства производителей составляет не менее 5 млн циклов для серии CNN от Rade Koncar. Электрический ресурс полностью зависит от мощности потребителя и выбрав контактор номиналом выше данный параметр можно повысить. Как видно на (рис. 3) выбрав контактор CNN 12 для электрического двигателя Pn= 3,5kW повысит электрический ресурс контактора чуть более 2 млн циклов (для нормальных условий эксплуатации).

3 (4).jpg

Рис. 3

 

 Основные факторы снижающими коммутационный ресурс контактора:

  • неправильный выбор контактора по номинальному току с учетом категории потребителя и условий эксплуатации;
  • эксплуатация при температурах вне разрешенного рабочего диапазона, указанного в технических данных производителя;
  • коммутация электродвигателя в «грязных сетях» при выборе контактора без учета фактического (рабочего) номинального тока электродвигателя;
  • эксплуатация с частотой коммутации в единицу времени вне разрешенного количества, указанного в технических данных производителя. На рис.4 пример выбора номинального тока контактора в зависимости от числа операций в час на примере серии DILM от Eaton;
  • подключение и эксплуатация с проводниками меньшего сечением, чем указано в технической документации на контактор, что приводит к дополнительному нагреву силовых контактов и как следствие снижению электрического ресурса.

4 (3).jpg

Рис.4

   

   4. Подбор реле тепловой перегрузки для защиты электрических двигателей.

5-EAC604944.jpg

Рис. 5

 Методика выбора реле тепловой защиты (защиты двигателя от перегрузки) заключается в том, что реле не должно ложно срабатывать при пуске, но надежно отрабатывать при повышении номинального тока двигателя. Основная причина перегрузки и роста тока выше номинального - увеличение момента на валу машины, износ подшипников, работа на пониженном напряжении.
В соответствии с МЭК 60947-4-1 существуют 4 класса срабатывания теплового реле: 10А, 10, 20 и 30. Чаще всего применяются классы 10 и 10 А. Классы 20 и 30 предназначены для тяжелых и очень тяжелых условий пуска двигателей (особые условия эксплуатации). На (рис. 6 и рис. 7) графически и в виде таблицы показано время срабатывания теплового реле в зависимости от кратности номинального тока. 

6-4.jpg

                                                               Рис. 6                                                                                               Рис. 7

 Фактически тепловое реле защищает не только двигатель от перегрузки, а также еще и контактор. При выборе контактора по номинальному току для его эксплуатации в рамках ожидаемого срока службы необходимо учитывать возможную перегрузку как минимум 20% (по мнению автора статьи).

 Пример на базе Rade Koncar: Для электрического двигателя с прямым пуском 4kW(400VAC) или 8,5A по АС-3 при нормальных условиях эксплуатации и относительно «чистых» сетей выбираем контактор СNN 12 и тепловым реле с регулировкой TM 40-10A c диапазоном регулировки It=7.2_10A. Номинал предохранителя на вводе - 20A.

   5. Выбор контакторов по напряжению, вспомогательным контактам, климатическому исполнению.

 Не считая версий с универсальными катушками, большинство контакторов изготавливаются на одно индивидуальное напряжение катушки (точнее диапазон) при котором магнитная система устройства работает стабильно. Напряжение катушки указывается в наименовании контактора и также нанесено на его корпусе.

 Вспомогательные контакты двух типов – нормально разомкнутые (NO) и нормально замкнутые (NC) могут быть встроенные либо в виде отдельного аксессуара к контактору. Их количество и тип определяются их функциональной задачей (коммутации цепей управления, блокировки, питания сигнальных ламп, катушек реле и других вспомогательных аппаратов) и отображаются на электрической схеме.

 Для выбора контактора по климатическому исполнению достаточно понимать, что контактор, установленный в шкафу, корпусе, щите и пр. будут соответствовать степени защиты места установки. У многих производителей доступны аксессуары в виде корпусов для наружного монтажа контакторов IP54/65 c возможность установки тепловых реле, также есть варианты корпусов с кнопками пуск-стоп для организации пусковой сборки (рис. 8).

6-2.jpg

Рис. 8

 P.S.:

  1. Выражение «чем больше, тем лучше» всегда работает для подбора контактора.
  2. Правильно подобранное реле тепловой перегрузки защитит не только электродвигатель, но и контактор.
  3. Контактор и магнитный пускатель - «одного поля ягоды».
  4. Контакторы с напряжением катушки 380/400VAC представлены в широком ассортименте для всех популярных номиналов 9_100A по АС-3 серии CNN от Rade Koncar.

Приложение 1

add-1.jpg


Приложение 2

add-2.jpg

  Задать вопросы автору статьи: telushkin@overdrive.by.


 Уточнить цены, наличие, получить квалифицированную консультацию можно по телефонам ☎️ +7(831)431-06-66 и +7(831)439-65-55 либо у своего менеджера.


Возврат к списку

Коммерческое предложение действительно на 19.04.2024 г.
0 0